Суммарно перевозок за весь 2020 год по линиям Российских железных дорог по всем направлениям осуществлено порядка 5,8 млн TEU. Данный показатель на 15,9% превосходит объем 2019 год.
Если рассматривать контейнерные грузоперевозки по направлениям, то можно увидеть следующую картину: в сравнении с предыдущим годом количество внутренних перевозок выросло больше чем на 11%, экспортных сообщений увеличилось больше чем на 13%, прибывающих из-за границы перевозок стало на 15,6% больше, а транзитных – больше чем на 37%.
Таблица 1 – Железнодорожные контейнерные грузоперевозки по направлениям
Направление | 2019 год | 2020 год | Рост показателей |
тысяч TEU | тысяч TEU | % | |
Экспорт | 1321 | 1500 | 13,5 |
Импорт | 1035 | 1200 | 15,6 |
Транзит | 580 | 800 | 37,6 |
Внутренние | 2060 | 2300 | 11,6 |
Транспортировка загруженных контейнеров по всем направлениям в целом за 2020 год увеличилась на 17,8% и дошла до показателя примерно в 4 миллиона TEU.
Самая значительная динамика отмечается в транспортировке картофеля, фруктовых и овощных культур этот показатель вырос на 62,5%, чёрных металлов – больше чем на 46%, показатель транспортировки цветной руды и серного сырья увеличился почти на 45%. По оставшимся продуктовым товарным категориям объем увеличился чуть более чем на 33,1%.
Таблица 2 – Структура железнодорожных перевозок загруженных контейнеров за 2020 год
№ п/п | Тип груза | Объем, тысяч TEU | Доля от общего объема, % |
1 | Химикаты и сода | 700,8 | 17,5 % |
2 | Лесные грузы | 540,5 | 13,5 % |
3 | Промтовары | 398,2 | 10 % |
4 | Бумага | 354,9 | 8,9 % |
5 | Метизы | 336,8 | 8,4 % |
6 | Двигатели, машины, станки | 297,1 | 7,4 % |
7 | Автотранспорт | 246,8 | 6,2 % |
8 | Черные металлы | 205,8 | 5,1 % |
9 | Другие товары прод. назначения | 166,5 | 4,2 % |
10 | Цветные металлы | 147,3 | 3,7 % |
11 | Другие и сборные | 132,8 | 3,3 % |
12 | Строительные грузы | 127,1 | 3,2 % |
13 | Нефтяные грузы | 81,2 | 2 % |
14 | Хим. и минерал. удобрения | 41,8 | 1 % |
15 | Цветная руда и серное сырье | 29,5 | 0,7 % |
16 | Прочие | 192,9 | 4,8 % |
За предыдущий год существенно (на 28,5%) увеличилась грузоперевозка товаров промышленного назначения, а также химикатов и соды, объем которых вырос на 24,2% по сравнению с 2019 годом. Показатель контейнерной транспортировки лесных грузов возрос на 5,4%, а бумаги – больше чем на 14%.
Контейнерная транспортировка машин, двигателей и станков увеличилась почти на 29%, метизов – на 17%, перевозка цветных металлов выросла больше чем на 28%, объем строительных грузов поднялся на 12,4%, а химических и минеральных удобрений возрос на 9,4%. Прирост объемов еще наблюдается в остальных и сборных грузах и превышает 21%.
Изменения в положительную сторону наблюдаются и по некоторым грузам продуктового назначения. Например, контейнерная транспортировка зерновых выросла на 49,2%, соли – более чем на 2%, объем перевозимого сахара перевалил за 36%, а продуктов перемола – за 9%.
Уменьшение показателей наблюдается в контейнерных перевозках автомобилей и их комплектующих – на 1,1%. Объем нефтяных грузов стал меньше почти на 7%, металлических конструкций – на 9,3%, а рыбы – на 1%.
Таблица 3 – Динамика железнодорожных перевозок груженых контейнеров, 2019-2020 гг
№ п/п | Вид груза | Динамика 2019-2020 гг, % |
1 | Картофель, фруктовые и овощные культуры | 62,5 % |
2 | Зерновые | 49,2 % |
3 | Черные металлы | 46,2 % |
4 | Цветная руда и серное сырье | 44,7 % |
5 | Сахарный песок | 36,1 % |
6 | Другие прод. товары | 33,1 % |
7 | Двигатели, машины, станки | 28,9 % |
8 | Цветные металлы | 28,5 % |
9 | Промтовары | 28,5 % |
10 | Химикаты и сода | 24,2 % |
11 | Другие и сборные | 21,3 % |
12 | Метизы | 17 % |
13 | Бумага | 14,3 % |
14 | Строительные грузы | 12,4 % |
15 | Продукты перемола | 9,5 % |
16 | Химические и минеральные удобрения | 9,4 % |
17 | Лесные грузы | 5,4 % |
18 | Соль | 2,5 % |
19 | Рыба | -1 % |
20 | Автотранспорт | -1,1 % |
21 | Грузы нефтяной отрасли | -6,8 % |
22 | Металлические конструкции | -9,3 % |
23 | Всего груженых | 17,8 % |
24 | Всего груженых и порожних | 15,9 % |