На Дальнем Востоке, по статистике, намечается благоприятная тенденция в области контейнерных перевозок. Все это – следствие улучшения ситуации внешнеторгового трафика и контейнеризации транспортировки грузов по территории РФ.
В период с января по май на железной дороге ДВФО было погружено порядка 350,4 тысяч TEU*, что на 40% превышает показатель за аналогичный период годом ранее. Например, показатель контейнерного ввоза увеличился почти на 50%, а вывоза за границу – на 30%. Помимо этого, достаточно позитивная ситуация выстраивается и в морских портах. Так, за 5 мес. года региональные стивидоры увеличили контейнерную перевалку более чем на ¼ – до 554,7 тысяч TEU. Преимущественно показатели увеличились у серьезных представителей, например, ООО «Восточная стивидорская компания» (более 144 тысяч TEU), а также ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (около 170 тысяч TEU).
В последнее время наблюдается повышенный спрос у клиентов на такой продукт ускоренной транспортировки, как «Транссиб за семь суток».
«Скоростными» доставками активно занимаются «Трансконтейнер», группы компаний FESCO и «Аква-ресурсы». Свою готовность подключиться высказывает и «РЖД Логистика». Так, по утверждению директора филиала организации в ДВФО, во-первых начнет действовать маршрут Владивосток (ст. Первая речка) – Кунцево-2 (Московский узел), который будет осуществлять отправление один раз в неделю. В последующем планируется расширение количества направлений за счет маршрутов на Новосибирск и Екатеринбург.
Транзитные сообщения так же демонстрируют значительный подъем количества перевозок, среди которых и по международным транспортным коридорам. Например, по коридору «Приморье-1», который пролегает от Харбина до Владивостока/Находки за первые 5 месяцев года прошло почти 4 тысячи TEU, что на 20% превышает показатель за прошлый год в целом.
Сейчас все в ожидании плавного роста, который будет связан с вступлением новых таможенных правил, определяющих пропуск транзита из Китая. В соответствии с постановлением №732 от 22 июня, основная часть оформления на таможне ляжет на портовые пункты, а не на сухопутные. Это должно значительно ускорить транспортировку транзитных контейнеров через ж/д пограничные переходы, что, в свою очередь, приведет к увеличению объема обрабатываемого груза.
В соответствии с новыми правилами, предполагается большее задействование МТК «Приморье-2», которое пролегает от Чаньчуня до порта Зарубино. ООО «Морской порт Зарубино» занимает мореходное направление с Пусаном (Ю.Корея), однако, транзитный груз приходится пропускать через автопункт пропуска Краскино. В то время, как возможности этого пункта весьма малы. В ближайшем же будущем необходимо наладить транзит через ж/д переход Махалино-Камышовая. Так, отправителям из КНР явно не хватает возможности быстрых отправок при помощи МТК «Приморье-2». Например, экспортный объем минеральной воды в бутылках из Цзилиня в Р.Корея ежегодно достигает порядка 56 тысяч TEU.
Однако, серьезной проблемой на сегодня является и значительное превышение стоимости отправки сухопутным путем на дальние расстояния в сравнении с морским транспортом. Цена на доставку контейнера груза при помощи Транссиба с Востока на Запад значительно больше (более чем в два раза), чем цена на транспортировку при помощи окружного морского пути. Одно время эффективность ж/д путей относительно морского пути возросла, однако, сейчас цифры говорят об обратном. Так, чтобы транспортировать 40-футовый контейнер из КНР (ч/з Владивосток) в европейскую часть РФ по ж/д придется заплатить $2800, в то время как транспортировка по морю обойдется в $1200. Это делает сухопутную перевозку грузов даже из портов Ю.Кореи не выгодной.
Впрочем, положительная тенденция все же наблюдается, благодаря нарастающей контейнеризации перевозок в ДВФО. К примеру, сельскохозяйственную продукцию все больше транспортируют при помощи контейнеров, хотя еще не так давно это было в диковинку. Ведь раньше преимущественно транспортировали такую продукцию, как навалочный груз. Остальные типы товаров так же не остаются в стороне, например, все больше стало отгружаться металлолома в виде подвижного состава для отправки за границу. Основными преимуществами такого способа перевозки являются: отсутствие перегрузок, а также возможность мелкопартийных перевозок, что позволяет снижать оборотные средства и запасы на складах.
По статистическим данным, в основном, с помощью железных дорог России контейнерным способом транспортируются такие грузы, как:
Стоит обратить внимание, что все перечисленные грузы задействованы в основополагающих промышленных сферах РФ.
Если вести речь только о Дальнем Востоке, то здесь контейнеризация в большей степени затрагивает рыбо- и лесохозяйственные товары, что и свойственно для региона.
Например, одна из компаний Дальнего Востока, занимающаяся лесопромышленным хозяйством, транспортирует шпон в контейнерах. Так, ее показатель загрузок за 5 мес. достиг 2100 TEU, что в 3 раза превышает показатель аналогичного периода годом ранее. В то время как остальными способами было отправлено менее 240 вагонов.
Шпон в листах и так достаточно популярен за счет широкого применения для мебельной продукции и фанеры строительной. Такой груз преимущественно отправляется в Японию, однако, востребованность начинает принимать все более широкую географию. Продукция отправляется по интермодальной схеме. То есть, изначально контейнеры отправляются на машинах с амурского завода в Комсомольск на специализированную площадку, где их в последующем перегружают на железнодорожные платформы, которые в дальнейшем следуют до станций у моря (Рыбники или же Мыс Чуркин). И только после этого груз отправляется в морское «путешествие».
Помимо этого, с каждым годом увеличивается спрос на транспортировку скоропортящихся товаров в контейнерах-рефрижераторах. На данный момент 42% от общего количества перевозимых морепродуктов в ДВФО грузится именно в такие контейнера.
«Холодную» транспортировку планирует восстановить ОАО «Находкинский морской рыбный порт». Стивидор планирует организовать терминал для рефрижераторных контейнеров, который сможет ежегодно вмещать до 176 тысяч TEU. Помимо этого, планируется приобрести 5 поездов с контейнерами-рефрижераторами, суммарная грузоподъемность которых превышает 2 тысячи тонн. В общем счете, на обновление и повышение мощностей НМРП планирует потратить почти 4 миллиона рублей.
А вот новоиспеченный резидент Свободного порта «МК Рефтранс» намерен организовать кольцевые перевозки скоропортящихся товаров. Сообщение будет от Владивостока до Москвы и обратно. Резидент планирует приобрести рефрижераторные контейнера, платформы и энерговагоны с целью образования 4 рефрижераторных сцепов. Именно такое количество сцепов сможет бесперебойно в круглогодичном режиме осуществлять доставку в обоих направлениях.
* TEU – объем контейнеров в 20 футовом эквиваленте